Ольга Симонова | Все искры жизни прекрасны…

IMG_1499-1024x682Оригинал статьи в сетевом издании VKUSSIA. Живописные полотна художника Ольги Симоновой находятся в частных и корпоративных коллекциях.
Все ее работы объединяет любовь к природе, особенно природе родного Подмосковья, красоте живого мира и человеческих чувств.
В работах Ольги прослеживается влияние импрессионизма: подлинность и естественность видимого мира передается в присущей ему изменчивости, подчеркивается красота момента, отражается единство природы и человека.
Как правило, полотна фактурны, используются глубокие пастозные мазки, конкурирующие по цвету и характеру, открытые и яркие цвета подчеркивают утонченность звенящих полупрозрачных переливов. Любимая техника – масляная живопись.
Девиз автора: «Все искры жизни прекрасны – главное увидеть индивидуальность каждой из них!».

— Оля, все ваши картины очень разные, но, как мне кажется, по состоянию они чем – то схожи, их роднит некая радостная нота, которая оставляет после просмотра приятное ощущение тепла и благоухания. А что вы сами хотели сказать своими работами?

Как вы уже заметили, все работы разные, но их  объединяет любовь к природе, красоте живого мира и чувств, в каждую из них вложена часть моего сердца и души.
Я призываю зрителя во всех жизненных ситуациях видеть доброе, теплое, позитивное,  нести добро людям.
Даже в военных сюжетах стараюсь передать тепло материнских сердец, рук медсестер, трепетные искры надежды, которые поддерживали наших солдат в тяжелые годы.
Я стараюсь отобразить утонченную прелесть российских пейзажей, красоту и фактурное разнообразие цветов, блеск городских огней, подбирая для каждой из работ соответствующую технику исполнения.
Работы реалистичны, но незавершенность образов позволяет зрителю добавить в них свои эмоции и чувства.

— Некоторые ваши полотна по атмосфере чем – то напомнили мне работы художника В. Васнецова. А вам какие художники ближе по духу, и как вы работаете над полотном, есть ли у вас своя особенная технология?

Многие холсты я делаю вручную – подбираю ткань, натягиваю, проклеиваю, грунтую, так как для меня очень важно, чтобы прозвучал голос холста, и прозвучал именно в той тональности, которая необходима для передачи настроения.
Что касается «атмосферности» полотен, может быть по душевности, по радужному настрою и есть какие — то отголоски В. Васнецова, но мне все – таки больше импонируют русские импрессионисты, такие как К. Коровин, В. Серов, Ф. Малявин, привнесшие свежую волну фантастической энергетики, смелости цветовой палитры и фиксации на холсте непосредственного живого впечатления. От М. Врубеля пытаюсь подчерпнуть экспрессивность отходящих от обыденности мотивов. Преклоняюсь перед нашим передвижникам — шедевры этих мастеров являются не только образцами таланта, но и примерами титанического труда, которого требовала академическая школа, подлинного мастерства и беззаветной преданности изобразительному искусству. В их работах конкретика, завершенность и глубокое понимание форм и, в то же время, свежесть и глубина цвета, каждая работа может служить школой мастерства.
Но для меня все – таки самое главное — это передача эмоции, утонченного состояния, подвижности момента. Иногда я даже «долепливаю» картину руками, чтобы через соприкосновение с холстом передать задуманную энергетику, «оживить» изображение. А какой простор для воображения дает палитра, когда после написания очередной работы на ней частично остаются смешанные краски – это уже почти готовое произведение! Порой беру накопившиеся на палитре краски, чтобы выплеснуть их на холст, «схватить» настроение, немного фантазии, души и, конечно же,  навыков – и вот уже вырисовывается новый образ. Но самое главное, что в каждой работе есть частица моего сердца, которую я в нее вкладываю, в этом и секрет технологии.

— Простите за такой практичный вопрос, если вам близки по духу работы русских импрессионистов, почему вы не занимаетесь «копиистикой»? Ведь это очень успешное и востребованное направление в мире живописи.

Я считаю, что копии с картин сделать невозможно. Технически можно сделать картину похожей, но либо она будет мертвой, либо совершенно другой по настроению — как можно смешать краски, как кто-то смешал однажды под каким — то впечатлением и достичь того же состояния, в котором художник писал картину. Если ты хочешь сделать работу живой она должна быть только в единственном экземпляре. Даже собственную картину повторить невозможно, потому что это каждый раз новое чувство и новый энергетический заряд.
И тем более не признаю копирование чужих работ – зачем примерять на себя душу других художников, когда ты можешь предложить зрителю что-то свое?
Мне кажется, картина  ценна тем, что она единственная в мире, и та искра настроения, вспыхнувшая на полотне, больше не повториться никогда.

— Вы произнесли слово настроение, художники вообще очень чувствительные люди, а вы чувствуете настроение людей? Спрашиваю, потому что в ваших картинах очень чутко схвачены характеры персонажей.

Очень люблю уловить и передать энергетику человека, но никак не отделяю человека от природы, считаю его частью единого живого мира. Я даже больше чувствую природу, чем людей — мне ближе и понятнее настроение природы в разные времена года, потому что — это источник всего прекрасного, это кладезь, из которого нужно черпать эмоции. В природе значительно больше равновесия и положительной энергетики.
Если человеческая среда это противоречивый и бесконечно меняющийся объект, то природа первична, и это наш основной учитель.
Если понаблюдать закаты, рассветы, тот же дождь, снег, то для меня любое состояние в природе будет прекрасным. Я сомневаюсь, что вы назовете не красивой пасмурную, ненастную погоду. Природа изумительна, даже когда мы мерзнем, потому что осознаваем контраст с теплом дома, горячим чаем и ароматом домашнего пирога. Главное уметь ощутить и порадоваться этому контрасту, тогда и трескучий мороз за окошком с переливающимся брильянтом снега будет прекрасен, и все оттенки серого туманного утра будут необыкновенны.
В целом, если уметь видеть природу, то она истинный не иссякающий источник красоты.

— Вы так интересно описали природу, а как вы видите Москву?
У вас, наверное, на этот город тоже особый взгляд.

Вот здесь, пожалуй, мой отзыв будет менее романтичен, потому что архитектура Москвы мне кажется, достаточно угнетающей и помпезной.
Как я уже сказала, для меня нет ничего ближе и родней природы, но с другой стороны я училась в Москве, работаю всю жизнь в Москве, и по — человечески люблю душу этого города. Безусловно, нельзя не любоваться старинными архитектурными ансамблями столицы, уютными скверами и старомосковскими улочками, но я больше люблю красоту москвичек и мужественность москвичей. Люблю атмосферу городской суеты, мерцание вечерних огней. Мне кажется, сталинский период в архитектуре очень холодный, отстраненный, но присутствие настоящих Москвичей, истинной российской интеллигенции в этом городе, наличие артистов, музыкантов, художников и их благодарных зрителей придает городу необыкновенную творческую атмосферу.
Москву я больше люблю не взглядом, а душой. И что интересно, дух Москвы с годами абсолютно не меняется. Настоящий дух москвичей не искореним, это образованные, читающие, интеллигентные люди, причем радует, что среди них много молодых. Посмотрите сколько людей ходят на выставки, в музеи, в библиотеки. Это настоящие, патриоты своего города,  оберегающие,  каждую пять  родной Москвы, относящиеся к своему городу с заботой и пониманием.
Коренные москвичи, отзывчивы и радушны и я никогда не соглашусь, с тем, что москвичи не гостеприимны.

— Фраза «понаехали тут» — это не о нашем городе?

Однозначно Москва не отторгает людей. Тот, кто любит учиться, трудиться, по — человечески общаться, тот может абсолютно комфортно чувствовать себя в столице. Я, даже путешествуя  по европейским городам, всегда возвращаюсь в Москву с каким — то особым трепетом в душе, понимая, что тут самые лучшие люди на земле, несмотря на их хмурые лица. Тот, кто приезжает в столицу с открытой душой, для того рано или поздно Москва становится навсегда родным городом.

— И все – таки не могу не задать вам вопрос, касающейся вашего основного занятия. Кто вы по образованию, кто по профессии, где работаете, и как вам удается сочетать основную работу и профессиональное мастерство? Ведь насколько я поняла, художественное ремесло, это не ваше основное занятие, и мне  кажется, невозможно совмещать такие не похожие виды деятельности.

По первому образованию я художник – педагог, в 1990 г. с отличием закончила художественно — графический факультет МГПИ им. В. И. Ленина, защитив дипломную работу на кафедре живописи на тему «Передача состояния в пейзаже. Времена года», работала преподавателем изобразительного искусства. Но основная часть моей жизни связана с Авиакомпанией «Трансаэро», которая стала для меня вторым домом. Более пятнадцати лет работаю помощником руководителя и являюсь Секретарем Совета директоров, параллельно закончив юридический факультет МГУ.
По поводу невозможности совмещения таких разных видов деятельности, совершенно с вами не согласна.
Считаю, что мастерства в основной профессии невозможно достичь узконаправленным совершенствованием только в одном направлении, острота познаний только дополняет и расширяет границы мировоззрения – если ты видишь всю полноту картины мира в самых разных ощущениях, то это тебе позволяет переносить свои знания и опыт в основную работу и достичь максимальных успехов.
Мне кажется, что в жизни любого россиянина такое совмещение случается часто, и оно дает новые импульсы в работе. Для этого не обязательно быть художником или музыкантом, можно быть культурным, образованным человеком, разбираться  в музыке, знать толк в живописи, черпать вдохновение из всего прекрасного, что нас окружает. Это придает силы.
Ни одна даже самая искра не будет так прекрасна, как фейерверк разнообразных по цвету и характеру искр. Все искры жизни дополняют и оттеняют друг друга, позволяя каждой из них гореть максимально ярко, от этого и сама жизнь становится яркой и радостной!

Анжела Якубовская